Выберите экран, который не повредит вашим глазам в 2020 году

Компьютеры
Содержание
  1. Коротко и ясно о характеристиках мониторов
  2. Оптимальная диагональ и разрешение монитора
  3. Тип матрицы
  4. TN матрица
  5. Матрицы VA
  6. IPS-матрицы
  7. Подсветка
  8. Входы, яркость, контрастность, бла-бла
  9. Эргономика
  10. Производитель
  11. TN
  12. Что лучше: IPS или TN матрица?
  13. IPS-дисплеи: отличная цветопередача
  14. TN-дисплеи: недорогие и быстрые
  15. Как отличить IPS от TN
  16. IPS
  17. Частота обновления — зачем нужны 144 Гц?
  18. Как узнать, какая матрица в мониторе?
  19. OLED
  20. Преимущества
  21. Особенности и характеристики
  22. Отклик
  23. Частота обновления
  24. Угол обзора
  25. Время отклика
  26. Немаловажные параметры: яркость и контрастность монитора
  27. Яркости мало не бывает
  28. Статическая и шахматная контрастность
  29. Матовый или глянцевый экран
  30. VA
  31. Матрица — залог качественного изображения
  32. Что лучше выбрать
  33. Какой тип матрицы лучше для игр, работы с графикой и других целей?
  34. Разрешение экрана и его влияние на FPS
  35. Умная подсветка
  36. *VA
  37. VA
  38. Преимущества
  39. Недостатки

Коротко и ясно о характеристиках мониторов

Не вдаваясь в технические нелепости, рассмотрим, какие характеристики мониторов указываются на сайтах интернет-магазинов на примере Яндекс Маркета. Кстати, экран покупается не только для компьютера. Довольно популярна практика, когда ноутбук используется как «системный блок» и к нему подключаются внешний монитор, клавиатура, принтер и прочая периферия. Довольно удобно, особенно когда нужно выйти из дома с компьютером, оставаясь при этом в той же рабочей среде (программы, папки, документы, вкладки и так далее).

Оптимальная диагональ и разрешение монитора

Экраны продаются с диагональю от 18,5″ до 40″. Диагональ измеряется в дюймах, один дюйм равен 2,54 см. Раньше продавали экраны от 14″, а 19″ казались огромными, сегодня минимальны. Стандартом де-факто на сегодняшний день стала диагональ 24″ (23,5″), считается, что меньше — это уже плохое поведение. С этим в принципе можно согласиться с некоторыми оговорками.

Если привык сидеть за ноутом или экраном 15,6-17″, 24″ покажется большим, большие расстояния между элементами, приходится вертеть головой, но потом привыкаешь. Другое дело, что не всем нужно много рабочего пространства для работы. Да, есть функции, когда удобно иметь перед глазами несколько окон программы одновременно, и даже не на одном, а на 2, 3 и даже 4 экранах. Например, биржевые трейдеры, дизайнеры и планировщики прибегают к помощи нескольких мониторов. Но когда открыто только одно приложение, не нагруженное информацией, или только браузер, половина места на экране пустует. Зато удобно смотреть фильмы, видео и играть в игры .

А вот 22” выбирать не рекомендую, и пора поговорить о разрешении экрана. С развитием экранов разрешение экрана выросло, и для 24″ сегодня стандартом является 1920×1080 пикселей (FullHD). Есть такое понятие — плотность точек на дюйм (ppi). Для этого экрана ppi составляет 92, и это нормально. Но 22″ экраны выпускаются и с разрешением 1920х1080, и тогда плотность точек равна 100. Это значит, что информации на экране поместится столько же, сколько на экране с диагональю 24″, а значит, будет меньше.

Раньше выпускались 22″ экраны с разрешением 1600х900 и ppi было нормальное. Проще говоря, 22-дюймовый FullHD-экран для работы не подходит, потому что писать будет слишком мелко, придется вглядываться, портя зрение. Но видео, игры и фото будут четче, плотность пикселей по-прежнему высокая.

Там есть что-то типа «родное разрешение матрицы», оно указано в свойствах монитора. Так что нельзя просто так взять и выставить меньшее разрешение в настройках дисплея Windows, потому что изображение будет несколько размытым из-за невозможности сопоставить пиксель за пикселем.

Да, в Windows есть встроенное масштабирование, и вы можете просто установить его на 120%, и все будет увеличиваться в размере пропорционально. Кроме того, в Windows 10 значительно улучшена функция масштабирования, почти нет размытия и нечетких краев. Но не везде, в некоторых приложениях размытые шрифты. Но как ни крути, масштабирование делает шрифты тонкими! Да, буквы больше, но линии шрифта остаются такими же, как и без масштабирования! Визуально надпись становится тонкой, и сразу непонятно, в чем дело, просто как будто что-то не так.

К сожалению, увеличить ширину строки шрифта на полпикселя невозможно, поэтому эта проблема никак не решается. Только выбор более-менее подходящего шрифта, масштабирование значений, чтобы не так «бросалось». Кардинальное решение только одно — экран с двойным разрешением, т.е. 3840 х 2160 (4К). Затем масштабирование установлено на 240%, и все довольны .

В сухом остатке получаем:

  • При ограниченном бюджете выбирайте экран с диагональю 18,5-19” для простой работы с текстом и редкого просмотра видео;
  • Оптимальный вариант — 24-дюймовый FullHD или старый 22-дюймовый экран с разрешением 1600х900/1600х1050 ;
  • Не берите 22-дюймовый FullHD для работы, но для видео и игр он более четкий, чем его 24-дюймовый аналог.

Насчет изогнутых экранов — они актуальны при диагонали от 27” и больше, и тогда они действительно немного улучшают пользовательский опыт.

Два слова о соотношении сторон: вам нужен экран 16:9 или 16:10. Экран 16:10 выглядит более квадратным, потому что на нем больше вертикальных линий. Фильмы будут просматриваться с пустыми черными полями вверху и внизу изображения. Но для работы они лучше, потому что рабочего пространства много не только по горизонтали, но и по вертикали. Экраны 21:9 и 32:9 нужны исключительно для игр.

Тип матрицы

Массивы бывают нескольких основных типов:

  • ТН(+пленка)
  • ВА (НДС, ПВС)
  • IPS (А-IPS, H-IPS)
  • Пожалуйста

Приставка TFT ничего не значит, это просто сокращение от жидкокристаллического, т.е любого экрана.

TN матрица

Выберите матрицу TN, если вы играете в динамичные игры, такие как шутеры. Матрицы TN самые быстрые, и в динамичных сценах изображение остается четким, размытия кадров нет. Скорость отклика матрицы (время отклика) измеряется в миллисекундах, чем меньше, тем лучше. Реакция в 4 мс достаточна для самых реактивных игроков. У матриц TN время отклика, указанное в характеристиках, самое честное. Недостатки ТН:

  • Цветопередача не высокая. Это не значит, что цвета плохие, они могут быть очень живыми и насыщенными, но не такими, как задумал «режиссер». То есть для работы с фотографиями он не подходит, так как при их печати на принтере цвета могут менять оттенки.
  • Углы обзора по вертикали не более 45 градусов. Это значит, что если смотреть на экран из-под стола, то цвета будут переливаться. По горизонтали угол обзора обычно составляет 170 градусов, т.е видно все со всех сторон.

Матрицы VA

Их отличает глубокий черный цвет, хорошая цветопередача, нормальное время отклика и повышенная контрастность. Это лучший выбор монитора для дома, когда можно нормально все делать: работать, играть и даже работать с фотографиями. Скорость матрицы достаточна для большинства плееров, но она не такая быстрая, как на TN. Несмотря на заявленное время например 7мс, на самом деле 10-15мс.

В недостатки ВА запишем низкие углы обзора, при небольших отклонениях от экрана начинают блекнуть цвета. Также есть проблемы с градиентными «ступенями». Это когда нарисован плавный переход от одного цвета к другому и он не выглядит плавным.

IPS-матрицы

Эти матрицы известны наиболее точной цветопередачей, поэтому подходят для обработки фото и видео. Сегодня они имеют достаточную для многих игроков реакцию в играх, но скорость меньше, чем у VA-матриц и тем более TN. Петли могут быть заметны в динамических сценах. Черный никогда не бывает полностью черным, он всегда сероватый. Все матрицы IPS страдают эффектом свечения, это когда под углом изображение синеет:

На картинке выглядит страшновато, но заметно только под наклоном и на черном фоне. В общем, выбирайте IPS, если цените естественные цвета.

Матрицы PLC — это более дешевый аналог IPS от Samsung.

Это общие преимущества и недостатки типов матриц, но больше половины зависит от материалов и качества изготовления. Так, например, хорошая VA-матрица может превзойти IPS от Deshman по цветопередаче. Или дорогой TN будет визуально больше нравиться, чем дешевый IPS, всякое бывает.

Подсветка

Большинство мониторов имеют подсветку WLED (белый светодиод). Светодиоды светят белым светом на матрицу через зеркальную подложку. Более дорогие GB-LED, QLED, OLED подсветки имеют 2 и 3 цвета светодиодов, они дают более качественную картинку, меньше устают глаза, но и значительно дороже.

Раньше подсветка работала на основе ШИМ (широтно-импульсной модуляции). Это означает, что хотя TFT-экраны не мерцают, подсветка мерцает с частотой примерно 240 Гц и выше. Для человека это мерцание незаметно, но заметно для глаз и мозга. В результате люди стали быстрее уставать при работе за компьютером. Ранее для подсветки матрицы использовались люминесцентные лампы CCFL, они сглаживали ШИМ по инерции. Светодиодная подсветка «быстрее» ламп и ШИМ начал портить людям зрение, у некоторых от него голова болит.

Мониторы без ШИМ указаны в характеристиках «Flicker Free Backlight», в 2019 году есть смысл выбирать только такие мониторы. Другое дело, что производители могут лукавить и называть мониторы с Flicker-Free, которые на самом деле работают с более высокой частотой ШИМ, например 1000 Гц и выше. Да, такое мерцание практически незаметно, но оно есть.

Кстати, мерцание «начинает работать» при яркости экрана меньше 100%. Но все снижают яркость, так как подсветка WLED очень яркая и буквально выжигает глаза, как прожектор. К счастью, наличие ШИМ легко проверить с помощью «карандашного теста». Смысл в том, чтобы уменьшить яркость до минимума и быстро провести карандашом по белому фону. Если ШИМ, то дорожка от карандаша будет «разбиваться» на множество карандашей, а если не ШИМ, то движение карандаша будет размытым.

Важна равномерность подсветки, особенно на черном фоне. При неравномерном освещении один или все углы становятся ярче остальных:

В зависимости от модели и конкретного экземпляра устройства нужно смотреть при покупке в темноте.

Входы, яркость, контрастность, бла-бла

Не смотрите на характеристики яркости, контрастности, площади отображения, максимального количества цветов, энергопотребления. Они либо стандартны, либо плохо соотносятся с реальностью.

Но наличие входов имеет значение. Все мониторы имеют стандартный вход VGA (D-Sub), но только мониторы с разрешением до 1280×720 должны подключаться через VGA; мониторы только до 20″. При большем разрешении изображение начинает расплываться, мелкий текст требует большей нагрузки на глаза, и от этого не гудит. Проблема в том, что некоторые бюджетные мониторы имеют ТОЛЬКО вход VGA, с разрешением Full HD ☹. В этом случае, если вы покупаете профессиональный кабель VGA от HAMA, он поддерживает разрешение не менее 1600×1200.

Вход HDMI имеется на большинстве компьютеров и ноутбуков и отлично подходит для подключения монитора с любым разрешением экрана. Вам нужно будет приобрести кабель HDMI, так как производители обычно включают в комплект только кабель VGA.

Вход DVI доступен на компьютерах, но быстро устаревает. Монитор с входом DVI можно подключить к выходу HDMI с помощью адаптера.

Вход Display Port разработан специально для мониторов и желательно иметь его в будущем. Сегодня не все компьютеры и ноутбуки имеют порт дисплея.

Еще одна «фишка»: функция FreeSync (переменная частота обновления). Нужен чисто для игр, синхронизирует обновления кадров между монитором и видеокартой, чтобы не было разрывов. Слева без FreeSync, справа FreeSync:

Видеокарта также должна поддерживать технологию FreeSync, смотрите спецификацию.

Вывод: чем больше портов, тем лучше. Не берите монитор с диагональю больше 20″ только с одним входом VGA.

Эргономика

В противном случае обратите внимание на экран с возможностью регулировки высоты, он значительно упрощает жизнь и не нужно класть книги под ножку монитора. Часто оказывается, что экран размещен значительно ниже уровня глаз, а это вредно для зрения, позвоночника и шеи.

Обратите внимание на наличие настенного крепления (VESA), если собираетесь вешать монитор на стену.

Производитель

У всех производителей есть как удачные, так и откровенно плохие модели. Есть более популярные фирмы: Samsung, Philips, AOC, Dell, HP, ASUS, Acer, LG, Viewsonic. Экраны BenQ часто превозносят как оптимальные по соотношению цена/качество, среди доступных экранов лиямы часто попадаются удобные экраны для чувствительных глаз. NEC является одним из фаворитов.

TN

IPS, TN или VA: что лучше для игр?
TN расшифровывается как «twisted-nematic», в переводе «скрученный нематик», один из видов жидких кристаллов.

Это самый быстрый тип датчика из трех, он обеспечивает самую высокую скорость обновления и самое низкое время отклика. В частности, вы должны обратить внимание на время отклика, потому что ни один другой тип сенсора не может обеспечить истинное время отклика пикселя в 1 мс. Кроме того, TN-мониторы с частотой обновления 144 Гц обычно дешевле IPS-моделей, а значения при 240 Гц могут достигать в основном TN-панелей.

Но, как уже было сказано, TN-матрицы уступают по качеству изображения. Цвета выглядят размытыми, а углы обзора довольно плохими, поэтому эти экраны не понравятся тем, кто предпочитает красивое изображение скорости. Также стоит отметить, что очень немногие TN-матрицы поддерживают технологию HDR, а если и поддерживают, то им не хватает контрастности, чтобы полноценно ее использовать.

Плюсы

  • Самый быстрый тип матрицы
  • Легко достигает времени отклика 1 мс

Минусы

  • Посредственная цветопередача
  • Очень плохие углы обзора

Что лучше: IPS или TN матрица?

В экранах ноутбуков, ультрабуков, планшетов и других портативных компьютеров обычно используются жидкокристаллические панели двух типов:

  • IPS (плоскостное переключение)
  • TN (скрученный нематик)

Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки, но стоит учитывать, что они предназначены для разных групп потребителей. Давайте выясним, какой тип матрицы подходит именно вам.

IPS-дисплеи: отличная цветопередача

Экраны на базе IPS обладают следующими преимуществами:

  • широкие углы обзора — вне зависимости от стороны и угла наклона человеческого глаза изображение не будет блекнуть и не потеряет насыщенность цветов
  • превосходная цветопередача — экраны IPS отображают цвета RGB без искажений
  • имеет достаточно высокий контраст.

Если вы собираетесь обрабатывать фотографии с предварительно откалиброванным экраном или заниматься монтажом видео, вам необходимо устройство с таким типом экрана.

Недостатки технологии IPS по сравнению с TN:

  • большое время отклика пикселя (по этой причине мониторы этого типа менее подходят для динамичных 3D-игр).
  • мониторы и мобильные компьютеры с IPS-панелями, как правило, дороже моделей с мониторами на основе TN-матриц.

TN-дисплеи: недорогие и быстрые

Наиболее распространенными в настоящее время являются жидкокристаллические матрицы, изготовленные по технологии TN. Их преимущества включают в себя:

  • бюджетный
  • низкое энергопотребление
  • время отклика.

Дисплеи TN хорошо работают в динамичных играх, таких как шутеры от первого лица (FPS) с быстрой сменой сцен. Для таких приложений требуется экран со временем отклика не более 5 мс (у IPS-матриц оно обычно больше). В противном случае на экране могут наблюдаться различного рода визуальные артефакты, например следы от быстро движущихся объектов.

Если вы хотите использовать 3D-технологию на мониторе или ноутбуке со стереодисплеем, вам также следует отдать предпочтение матрице TN. Некоторые мониторы этого стандарта способны обновлять изображение с частотой 120 Гц, что является необходимым условием для работы стереоочков активного типа.

Среди недостатков TN-экранов следует выделить следующие:

  • стандартные панели TN имеют ограниченные углы обзора
  • посредственный контраст
  • не способны отображать все цвета в пространстве RGB, поэтому они не подходят для профессионального редактирования фото и видео.

Однако очень дорогие TN-панели лишены каких-либо характерных недостатков и по качеству близки к хорошим IPS-экранам. Например, в Apple MacBook Pro с Retina используется матрица TN, которая почти не уступает экранам IPS по цветопередаче, углам обзора и контрастности.

Если на электроды не подается напряжение, выровненные жидкие кристаллы не меняют плоскость поляризации света и он не проходит через фронтальный поляризационный фильтр. При подаче напряжения кристаллы поворачиваются на 90°, плоскость поляризации света меняется, и он начинает проходить сквозь них. Когда на электроды не подается напряжение, молекулы жидких кристаллов выстраиваются в спиральную структуру и изменяют плоскость поляризации света так, что он проходит через фронтальный поляризационный фильтр. Если приложить напряжение, кристаллы выстроятся в линию, и свет не пройдет.

Как отличить IPS от TN

Если вам нравится монитор или ноутбук, а технические характеристики монитора неизвестны, стоит посмотреть на монитор с разных сторон. Если изображение приглушено, а цвета сильно искажены, перед вами монитор или мобильный компьютер с посредственным TN-экраном. Если, несмотря на все ваши усилия, картинка не потеряла красок – в этом мониторе матрица, выполненная по технологии IPS, либо качественная TN.

ВНИМАНИЕ: избегайте ноутбуков и мониторов с матрицами, дающими сильное искажение цвета на широких углах. Для игр выбирайте компьютерный монитор с дорогим TN-экраном, для остальных задач лучше предпочесть IPS-матрицу.

IPS

IPS — самый продвинутый тип матрицы. Эта технология была разработана Hitachi и NEC. Разработчикам IPS-матрицы удалось избавиться от недостатков TN+film, но в результате цена на матрицы этого типа существенно возросла по сравнению с TN+film. Однако цены на IPS-мониторы с каждым годом падают и становятся все более доступными для рядового потребителя.

Преимущества и недостатки IPS-матриц:

  • Хорошая цветопередача
  • Хороший контраст
  • Широкие углы обзора
  • Высокая цена
  • Отличное время отклика

Частота обновления — зачем нужны 144 Гц?

Как и в случае с диагональю, эта характеристика в одном месте надолго зафиксировалась на уровне 60-75 Гц. Ситуация, когда экран обновлял изображение 60 раз в секунду, устраивала всех уже много лет, ведь этого было достаточно для игр с 60 fps.

Но ситуация изменилась. На рынке стали появляться экраны с повышенной «герцовкой», выдающие больше кадров в секунду без эффекта «разрыва экрана» (Screen Tearing). Возвращаясь к линейкам дисплеев MPG и MAG, MSI также очень хорошо заметила эту тенденцию и выпустила много моделей с частотой 144 Гц.

Это означает, что изображение на таких экранах потенциально более плавное. Стоит ли говорить, что это большое подспорье для игр? Особенно в быстрых динамичных играх, где важны даже доли секунды. Опять же, не думайте, что можно купить крутой монитор с высокой частотой обновления и этого достаточно для получения желаемых 60 фпс в играх. Этот показатель должен обеспечиваться работой других компонентов — видеокарт, процессоров и так далее. 144Гц не поможет, если у вашего компьютера 40-50 кадров, высокая частота важна только если у вас достаточно мощный компьютер.

Как узнать, какая матрица в мониторе?

Проверить тип матрицы вашего монитора можно тремя способами:

  1. Если сохранилась упаковочная коробка и техническая документация, то наверняка можно увидеть таблицу с характеристиками устройства, где будет указана интересующая информация.
  2. Зная модель и название, можно воспользоваться услугами интернет-ресурса производителя.
  3. Воспользуйтесь нашими рекомендациями:
  • Если посмотреть на цветное изображение TN экрана под разными углами сбоку-сверху-снизу, то на белом фоне будут видны цветовые искажения (вплоть до инверсии), блеклость, желтизна. Полностью черного цвета добиться невозможно — он будет насыщенно-серым, но не черным.
  • IPS легко определить по черному изображению, которое приобретает пурпурный оттенок при отклонении глаза от перпендикулярной оси.
  • Если перечисленные проявления отсутствуют, то это либо более современная версия IPS, либо OLED.
  • OLED отличается от всех остальных отсутствием подсветки, поэтому черный цвет такой матрицы — это полностью деактивированный пиксель. И даже самый лучший IPS имеет черный цвет, который светится в темноте за счет подсветки.

Давайте узнаем, какая матрица лучше для монитора.

OLED

Последнее направление, в основе которого лежат органические светодиоды. Подсветки как таковой нет: каждый пиксель загорается независимо. Следовательно, идеального черного добиться проще, так как для этого просто нужно не включать определенные светодиоды. OLED-матрицы обеспечивают лучшую контрастность среди конкурентов. Но, как и все инновационные вещи, такие решения стоят дорого. Да и выбор пока совсем небольшой, поэтому серьезной конкуренции пока не было.

Преимущества

  • Лучший контраст
  • Немедленный ответ
  • Углы обзора до 180°

Особенности и характеристики

Тип матрицы — не единственный важный параметр при выборе ноутбука. Также имеют значение как минимум 5 характеристик экрана, среди которых такие параметры, как: отклик, подсветка, углы обзора в конкретных моделях, охват, частота обновления.

Качество матриц также зависит от выбранного производителя — не все компании устанавливают в свои компьютеры одинаковые мониторы. При этом качество IPS-экранов для ПК бюджетной и премиальной ценовых категорий существенно различается.

Отклик

Время отклика — параметр, отвечающий за обновление ячейки матрицы. Если отклик слишком высокий, появляются зацикливания при движении объектов, что актуально на ноутбуках, купленных для игр. Если ПК выбран для обеспечения универсальных мультимедийных целей, время отклика не должно быть более 10-12 мс. Игроки могут назвать и другие цифры: от 1 до 5 мс, но добиться такого показателя на ноутбуках сложно из-за конструктивных особенностей матрицы.

Частота обновления

Частота обновления по умолчанию для 99% мониторов ноутбуков составляет 60 Гц. Меньше — устаревшие значения, больше — практически не встречаются и фактически не влияют на качество изображения. Это связано с тем, что ЖК-технология принципиально отличается от ЭЛТ-мониторов, где решающее значение имела частота обновления экрана.

Угол обзора

Каждая матрица, как описано выше, имеет свои углы обзора. При этом у IPS они намного лучше, чем у TN, но практически идентичны VA. В параметрах ноутбука можно учесть указанные характеристики: 176/176 градусов, 170/160 градусов или 160/90 градусов.

Если вы планируете работать с ноутбуком в сидячем, лежачем положении, а экран далеко не отгибается, то углов обзора будет недостаточно при выборе «TN» матрицы. Чем больше углы, тем меньше искажение цвета при просмотре экрана под разными углами.

Время отклика

Из-за конструктивных особенностей IPS-матриц в этом плане они откровенно «хромают». Особенно заметна разница при динамической смене движущихся изображений — возникает ощущение некоторой «заторможенности» и «мохнатости» экрана.

Этот параметр очень важен для игр: даже заядлый игрок заметит разницу. Я уже не говорю о профессиональных киберспортсменах, скорость реакции которых иногда удивляет. Для игрового компьютера выбор однозначен — только TN.

Кстати, в чистом виде такие матрицы уже не выпускаются, и сегодня на рынке представлена ​​модификация TN+film. При этом неважно, какая диагональ и разрешение у экрана: хоть 4к, хоть компактный нетбук — у них экраны работают одинаково.

Для глаза обычного пользователя, работающего только за компьютером, разница незаметна: изображение в открытом вордовском документе меняется не так быстро (конечно, если вы не помешанный на муз поэт).

Немаловажные параметры: яркость и контрастность монитора

Рассмотрим два важных параметра отображения:

  • максимальный уровень яркости
  • контраст.

Яркости мало не бывает

Для работы в помещении с искусственным освещением достаточно экрана с максимальным уровнем яркости 200-220 кд/м2 (кандела на квадратный метр). Чем ниже значение этого параметра, тем темнее и слабее изображение на экране. Не советую покупать мобильный компьютер с экраном, максимальный уровень яркости которого не превышает 160 кд/м2. Для комфортной работы на улице в солнечный день необходим экран с яркостью не менее 300 кд/м2. В общем, чем выше яркость экрана, тем лучше.

При покупке также следует проверить ровность подсветки экрана. Для этого стоит воспроизвести на экране белый или темно-синий цвет (это можно сделать в любой программе редактирования графики) и убедиться, что на всей поверхности экрана нет светлых или темных пятен.

Статическая и шахматная контрастность

Максимальный уровень статической контрастности экрана – это отношение яркости к постоянно отображаемому черно-белому изображению. Например, коэффициент контрастности 700:1 означает, что экран в 700 раз ярче при отображении белого цвета, чем при отображении черного.

Тем не менее, на практике изображение почти никогда не бывает полностью белым или черным, поэтому для более реалистичной оценки используется понятие контраста в шахматном порядке.

Вместо того, чтобы последовательно заливать экран черным и белым цветами, на него выводится тестовая картина в виде черно-белой шахматной доски. Это гораздо более сложное испытание для мониторов, так как из-за технических ограничений невозможно отключить подсветку под черными прямоугольниками и одновременно подсветить белые с максимальной яркостью. Хорошая контрастность шахматной доски для ЖК-экранов составляет 150:1, отличная — 170:1.

Чем выше контраст, тем лучше. Чтобы оценить его, выведите на экран ноутбука шахматную доску и проверьте глубину черного и яркость белого.

Матовый или глянцевый экран

Наверное, многие обратили внимание на разницу в покрытии матриц:

  • мэтт
  • пустой

Выбор зависит от того, где и для каких целей вы планируете использовать монитор или ноутбук. Матовые ЖК-дисплеи имеют шероховатое покрытие матрицы, плохо отражающее окружающий свет, поэтому они не слепят на солнце. К явным минусам можно отнести так называемый кристаллический эффект, проявляющийся в легкой матовости изображения.

Глянцевое покрытие гладкое и лучше отражает свет, излучаемый внешними источниками. Глянцевые экраны, как правило, более яркие и контрастные, чем матовые, а цвета кажутся более насыщенными. Однако такие экраны слепят глаза, что приводит к преждевременной усталости при длительном использовании, особенно если экрану не хватает яркости.

Экраны с глянцевым покрытием матрицы, имеющие недостаточный запас яркости, отражают окружающую среду, что приводит к преждевременному утомлению пользователя.

VA

IPS, TN или VA: что лучше для игр?
Наконец, матрицы VA (вертикальное выравнивание) представляют собой некий компромисс между IPS и TN. Цветопередача и углы обзора для матриц VA обычно близки к таковым у матриц IPS, но контрастность у VA, как правило, намного лучше.

Тем не менее, этот тип сенсора имеет самое большое время отклика из всех, и остаточное изображение не редкость. Это особенно заметно в темных сценах или динамичных играх. Кроме того, некоторые VA-матрицы имеют проблемы с неравномерностью подсветки и свечением, но опять же это зависит от качества конкретного монитора.

Плюсы

  • Цветопередача сравнима с IPS
  • Лучший коэффициент контрастности
  • Более дорогие модели могут сравниться с TN по времени отклика

Минусы

  • Обычно более быстрое время отклика
  • Хорошие модели очень дорогие

Матрица — залог качественного изображения

В то время как разрешение, диагональ и частота являются в основном техническими характеристиками, технология изготовления сенсора является более фундаментальной вещью. От него зависит качество изображения, цветопередача, углы обзора и так далее. Это основная составляющая устройства, его «начинка». Поэтому на него тоже стоит обратить внимание при покупке нового экрана.

Существуют различные типы матриц. Наиболее распространены матрицы четырех типов:

  • TN — самые «быстрые» матрицы, но с углами обзора и цветопередачей у них не очень;
  • IPS — лидирует по качеству изображения, но со скоростью TN могут сравниться только безумно дорогие модели;
  • PLS — по характеристикам близок к IPS;
  • VA — имеет отличную скорость и очень достойную цветопередачу, наравне с IPS в той же ценовой категории. Кроме того, VA-матрицы обычно имеют в два, а то и в три раза большую статическую контрастность, а также более равномерную подсветку.

Кстати, последний широко используется в современных игровых мониторах, в том числе серий MPG и MAG от MSI, на примере которых мы разбираем тему данного материала. Матрицы VA пользуются спросом благодаря отличной контрастности, хорошей цветопередаче и широким углам обзора. На самом деле, это лучшее, что можно купить для игр.

Что лучше выбрать

Вопрос, какую матрицу лучше выбрать для экрана, до сих пор актуален, учитывая такое разнообразие технологий и их модификаций. Чаще всего сравнивают, что лучше — ВА матрица, или все-таки IPS.

Также естественно задаться вопросом, какая матрица будет лучше для глаз, так как вопрос сохранения зрения очень актуален для пользователя любого возраста. Тем не менее, мало кто захочет сидеть перед вредным экраном, который всего за пару лет способен посадить зрение. Но многим людям в современном мире приходится постоянно находиться за компьютером или перед экраном ноутбука, ведь это их работа.

Чтобы найти лучший тип матрицы, используемой для мониторов, стоит сравнить все представленные варианты. Конечно, базовая технология будет основой. Сравнивать абсолютно все модификации бессмысленно и проблематично.

Поэтому в основу будут положены технологии TN, IPS и VAT (PVA). Да, сюда можно отнести и OLED. Но говорить о QD-экранах пока рано. Для большинства покупателей они просто недоступны.

Сравнение цветов на матрицах

Прежде чем выбрать ту или иную матрицу для компьютера или ноутбука, их следует сравнить между собой по нескольким основным параметрам.

  1. Точка зрения. Здесь матрица TN явный аутсайдер. Далее идет НДС-техника со средней производительностью. Углы обзора у IPS выше, чем у предыдущих вариантов, но хуже по этому показателю только у OLED и QD матриц.
  2. Время отклика. В нем преобладает технология OLED с очень низким временем отклика. Далее идет, как ни странно, матрица TN. А вот технологии IPS и VAT имеют среднее время отклика.
  3. Цветопередача. Это цветовая эффективность. Самый низкий в ТН. На втором месте с конца стоит установить НДС. Это лишь немногим хуже, чем у IPS-экранов. Лучшие в этой категории — OLED и QD.
  4. Контраст. Можно смело приравнивать ИПС и НДС. Но TN немного хуже. Претензий к контрасту с OLED нет и быть не может.
  5. Рендеринг движения. От самой матрицы это не зависит. Тут вопрос скорее к самой технологии, т.е к мониторам. Здесь НДС и IPS примерно на одном уровне, а TN традиционно немного уступает.
  6. Цена. Самыми дешевыми экранами, естественно, будут экраны на матрицах TN. Далее идут экраны НДС. IPS будет стоить немного дороже, что вполне ожидаемо. А самыми дорогими естественно будут дисплеи с OLED или QD матрицей.

Структура матриц IPS и TN

Важно понимать, что окончательный выбор той или иной матрицы для монитора дело достаточно индивидуальное и зависит от нескольких факторов.

У покупателей ноутбуков не так много вариантов. В доступных моделях часто используются панели TN, хотя ассортимент с технологией IPS растет. Гораздо реже встречаются альтернативы с другими решениями.

А вот для мониторов для обычных стационарных компьютеров ограничений по выбору типа матрицы нет. Здесь главное ориентироваться на поставленные перед экраном задачи, а также на собственные финансовые возможности. Если вам нужен недорогой монитор, с которым можно регулярно выполнять офисную работу, играть в игры и смотреть фильмы, то даже качественной TN-матрицы будет достаточно.

Матрицы VAT и IPS считаются более универсальными. Только здесь необходимо учитывать некоторые моменты. IPS хороши, когда дело доходит до отображения графики. Они идеально подходят для дизайнеров, решающих задачи печати. Но для активных игроков это не лучшее решение из-за времени отклика. Для кино, спокойной и размеренной работы отличный выбор. Для динамичных компьютерных игр лучше выбрать альтернативную матрицу. Даже если глаза не устают.

IPS-матрицы

Но матрицу VA нельзя назвать идеальным решением для видеоигр. Все зависит от конкретной модели и используемой технологии. Самые простые варианты плохо реагируют на резкое изменение изображения.

Экраны IPS считаются самыми популярными. И это вполне естественное явление. Их постепенно вытесняют OLED-экраны, что также ожидаемо. В 2020 году ситуация не изменится. Но есть большая вероятность, что ряд представленных технологий скоро прекратит свое существование. Если IPS еще включен, то матрицам TN осталось не так много времени. Будущее за матрицами OLED и QD.

Какой тип матрицы лучше для игр, работы с графикой и других целей?

Если это не первый обзор, который вы читаете на тему разных матриц, то скорее всего уже видели выводы:

  • Если вы заядлый геймер, ваш выбор — TN, 144 Гц, доступный с технологией G-Sync или AMD-Freesync.
  • Фотографу или видеооператору, работающему с графикой или просто просмотру фильмов — IPS, иногда можно присмотреться к ВА.

А если брать какие-то средние характеристики, то рекомендации правильные. Однако многие забывают о ряде других факторов:

  • Есть некачественные матрицы IPS и отличные TN. Например, если мы сравним MacBook Air с TN-панелью и дешевый IPS-ноутбук (это может быть как бюджетная модель Digma или Prestigio, так и что-то среднее вроде HP Pavilion 14), мы увидим, что странным образом, Панель TN лучше работает на солнце, имеет лучший цветовой охват sRGB и AdobeRGB и хороший угол обзора. И хотя дешевые IPS-матрицы инвертируют цвета не под большими углами, а под углом, где TN-экран MacBook Air начинает их инвертировать, на такой IPS-матрице мало что видно (чернеет). Также можно при наличии сравнить два одинаковых айфона — с оригинальным экраном и замененным китайским аналогом: оба IPS, но разница легко заметна.
  • Не все потребительские характеристики портативных мониторов и компьютерных мониторов напрямую зависят от технологии изготовления самой ЖК-матрицы. Например, кто-то забывает о таком параметре, как яркость: смело покупают доступный 144-герцовый монитор с заявленной яркостью 250 кд/м2 (на самом деле если она и достигается, то только в центре экрана) и начинают живое прищуривание, только под прямым углом к ​​экрану, в идеале в темной комнате. Хотя, может быть, разумнее было бы сэкономить или остановиться на 75 Гц, но с более ярким экраном.

Как итог: не всегда можно дать внятный ответ, а что лучше, ориентироваться только на тип матрицы и возможные применения. Большую роль играет бюджет, другие характеристики экрана (яркость, разрешение и т.д.) и даже освещение в помещении, где он будет использоваться. Старайтесь максимально внимательно выбирать перед покупкой и изучайте отзывы, не полагайтесь только на отзывы в духе «IPS по цене TN» или «Это самые дешевые 144 Гц».

Разрешение экрана и его влияние на FPS

Многие думают, что диагональ и разрешение экрана примерно одинаковы. Это неправда. Теоретически можно сделать небольшой 20-дюймовый экран с разрешением 4К, но в этом просто нет смысла: пиксели будут просто сливаться между собой, и высокое разрешение не сможет раскрыть свой потенциал.

Принцип «чем больше, тем лучше» здесь не работает, потому что разрешение экрана — практически единственная характеристика экрана, влияющая на производительность игры: когда компьютер «рендерит» изображение, ему приходится обрабатывать каждый пиксель на экране. Чем выше разрешение, тем больше пикселей.

В итоге, если у вас слабый ПК, то при переходе с 1920х1080 на 4К количество кадров в секунду может снизиться примерно на 30-40%. Поэтому для комфортной игры в разрешении 4K вам понадобится видеокарта не ниже GTX 1080 Ti или RTX 2080, а если вы хотите добиться хорошей частоты кадров 1440p (разрешение 2560х1440), то можно обойтись и уровнем GTX 1070 открытка.

Однако в переходе на 4К есть свои плюсы. Во-первых, все больше современных видеокарт делают с упором на высокие разрешения, а значит, падение производительности с годами будет ощущаться все меньше. За счет более высокого разрешения от программного сглаживания также можно отказаться, но только если диагональ экрана находится в пределах 24-27 дюймов.

Многие производители это понимают. Модели с диагональю 24 и 27 дюймов (разрешение Full HD) идеально подходят для компьютеров среднего размера.

Помимо Full HD, у MSI есть и QHD-решения — для диагонали более 24 дюймов это идеально, так как изображение четкое, шрифты отлично читаются, но нагрузка на видеокарту не такая сильная экранов 4K.

Умная подсветка

Наличие подсветки и специальных программ для ее настройки — вещь весьма обычная. Большинство игровых мышек и клавиатур уже давно выпускаются со встроенными светодиодами, но мониторов с ними пока не очень много. Зачем она нужна? Ну, например, подсветка может сигнализировать об уровне здоровья персонажа или количестве боеприпасов.

Многие устройства уже давно выпущены с программируемой подсветкой, и это круто для любителей поиграть. В настоящее время у MSI есть два монитора с подсветкой — Optix MPG27CQ и Optix MPG27C. У каждого есть пять светодиодов, которые можно настроить с помощью «программного обеспечения», которое поставляется с самим монитором — технология SteelSeries GameSense позволяет отображать информацию об игре при запуске поддерживаемых игр.

*VA

*VA — тип матрицы монитора, который можно считать компромиссом между TN+film и IPS. Наиболее популярным среди таких массивов является MVA (Multi-domain Vertical Alignment). Эта технология была разработана Fujitsu.

Аналоги данной технологии, разработанные другими производителями:

  • PVA (узорное вертикальное выравнивание) от Samsung.
  • Супер ПВА от Sony-Samsung (S-LCD).
  • Супер НДС от CMO.

Преимущества и недостатки матриц НДС:

  • Большие углы обзора
  • Хорошая цветопередача (лучше, чем TN+film, но хуже, чем IPS)
  • Хорошая скорость отклика
  • Глубокий черный цвет
  • Не высокая цена
  • Потеря детализации в тенях (по сравнению с IPS)

VA

Считается компромиссом между TN и IPS, как по стоимости, так и по потребительским характеристикам. То есть VA-экраны чуть дороже TN, но дешевле IPS. При этом VA имеет лучшую цветопередачу и большие углы обзора, чем TN, но несколько уступает по этим параметрам IPS. Однако технология не лишена уникальных преимуществ. Например, такие матрицы отличаются высокой контрастностью.

Если вы ищете игровую модель VA, рассмотрите MSI Optix MAG272QP с 27-дюймовым экраном, разрешением 2560 x 1440, временем отклика 1 мс.

В.А также имеет подвиды:

Преимущества

  • Средняя цена
  • Высокий контраст
  • Глубокий черный цвет

Недостатки

  • Высокое время отклика по сравнению с TN
  • Плохая цветопередача по сравнению с IPS

Эта технология также делится на подвиды: например МВА и ПВС. Первый отличается увеличенными углами обзора, а второй является альтернативным предложением от Samsung.

В целом VA — универсальное решение, но мы рекомендуем эту матрицу игрокам, предпочитающим одиночные игры, где актуальность кадра не критична, как в многопользовательских проектах. Если денежный вопрос не стоит выгоды, можно доплатить за IPS с коротким временем отклика.

Читайте также: Программное обеспечение Hkcu Microsoft Windows Currentversion Explorer Advanced

Оцените статью
Блог про кнопки